Что на самом деле думают школьники и учителя о профориентации в школе?
7 сентября 2023 года для всех учеников 6-11 классов было проведено первое занятие из курса «Россия – мои горизонты».
И вот уже второй год курс реализуется по всей стране, поэтому самое время подвести промежуточные итоги. В этом тексте мы собрали разные мнения учителей и школьников о курсе. Обсудили, в чем же его польза на самом деле, насколько быстро такие занятия «прижились» в школах, что, в общем, о нем думают учителя и подростки

Напомним, что занятия проходят еженедельно (каждый четверг) и направлены на ознакомление
школьников с разнообразными профессиональными направлениями и возможностями на рынке
труда. Авторы программы курса – опытные специалисты по профориентации подростков, в том
числе кандидаты педагогических наук, эксперты от различных отраслей экономики, психологи,
методисты. Объединив свой многолетний опыт работы, они разработали методические материалы
для проведения занятий, адаптировав их под психологию и интересы разных возрастных групп.
Мария Соломатина, учитель русского языка и литературы, классный руководитель, МАОУ
«Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области:
–Курс «Россия – мои горизонты»» – важный и нужный проект, который помогает строить
будущее нынешним школьникам, выбирать важные знания и кратчайший путь к своей профессии,
дает уверенность в своём выборе и собственных силах.
Классный руководитель 8 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Владимирской
области Людмила Графова выделила несколько положительных моментов внедрения курса:
– Занятия по профориентации помогают нашим школьникам раскрыть свои таланты и
задуматься о выборе будущей профессии. Я считаю, что введение занятий по профориентации
– мера своевременная и правильная. Важно помочь учащимся лучше понять, какие навыки,
интересы и качества требуются для каждой профессии, и как они могут применить свои
собственные таланты и способности. А вторым положительным моментом введения этого
профориентационного курса является наличие готовых методических материалов на
платформе «Билет в будущее».
Кроме этого, многие учителя обращаю особое внимание на методические материалы курса.
Саая Сливана Шораановна, учитель Усть-Элегестинской школы Республики Тыва:
– Мне как учителю очень нравится, как выстроена работа по курсу. Есть четкое содержания
курса. Есть календарно-тематическое планирование, где на весь учебный год расписаны темы и
мероприятия. На сайте «Билет в будущее» есть «Конструктор будущего» – цифровой
инструмент по формированию профориентационных мероприятий в классе. Он содержит в себе
готовые материалы курса «Россия – мои горизонты». Хочется выразить большую
благодарность разработчикам за построение интересных уроков и разнообразную подачу
информации. Такие уроки не проходят скучно и однотипно. Дети на уроке заинтересованы в
материале, что не может не радовать и меня, как педагога.
Владимир Кардаш, учитель школы № 31 посёлка Родники Белореченского района Краснодарского
края:
– С 1 сентября 2023 года я провожу курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты».
Убедительные видеоролики о России, отраслях российской экономики в цифрах и фактах дали
возможность ребятам увидеть масштабно возможности для самореализации в нашей стране.
Занимательные интерактивные игры «Инженеры в разных отраслях», «Реальность и будущее»
позволяют понять учащимся важность и значимость данных профессий. Курс
профориентационной направленности «Россия – мои горизонты» – содержателен и
познавателен своими материалами.
Классный руководитель 6 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Татьяна Длюгова
поделилась своими наблюдениями и отметила, что курс оказался эффективен не только для
школьников:
– С профессиональной точки зрения курс внеурочных занятий «Россия – мои горизонты»
оказался очень полезным. Для меня тоже было очень интересно вместе с детьми знакомиться с
необычными профессиями будущего. Хочется отметить замечательный инструмент –
«Конструктор будущего». С его помощью не только легко, но и интересно строить уроки.
Ольга Черноусова, педагог-навигатор МКОУ ООШ №2, г. Козельск Калужской области отметила
преимуществом курса знакомство с разными профессиональными сферами:
– Ни для кого не секрет, что дети малых городов и деревень не имеют таких возможностей, как
дети областных центров и крупных мегаполисов. В малых городах не так развито
производство, недостаточно образовательных организаций СПО, а в некоторых их нет вообще,
не говоря уже об организациях высшего образования. Я, как классный руководитель 8 класса,
мама девятиклассницы, с уверенностью могу сказать, что курс профориентационных занятий
«Россия – мои горизонты» открывает для наших детей возможности расширить свои знания о
профориентационных сферах, о структуре образования, позволяет выявить свои предпочтения
при выборе профессии.
Марина Мосичкина, замдиректора по воспитательной работе МКОУ «Хвастовичская средняя
общеобразовательная школа» (Калужская обл, с. Хвастовичи), рассуждает на тему нужности таких
занятий:
– Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» – мера, наверное, все же
правильная. Да, это добавился еще один урок. Да, дети уходят из школы позже. Но если
спросить старшеклассника, куда он хочет поступать, то слышу ответ: не знаю еще. Дети
мало что знают о той или иной профессии. Дети не знают, что для них более подходящее. А
потому и видим результат: ребенок пошел учиться в одном направлении, а потом работает
совсем в другом. Необходимо помочь детям лучше понять, какие навыки, интересы и качества
требуются для каждой профессии и как они могут применить свои собственные таланты и
способности. Уверена, что эти уроки будут способствовать принятию учащимися правильного
решения и возможности построения успешной карьеры в будущем.
Резюмируя, почти все учителя дали положительную оценку курсу и отметили, что он
действительно оказался продуктивным и интересным для обеих сторон.
Но будут ли с этим выводом согласны сами школьники? Когда мы предложили ученикам оценить занятия курса
«Россия – мои горизонты», в первую очередь были отмечены его преимущества. Вот что они
говорят:
Екатерина Пчелинцева, 8 класс, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа
Тамбовской области:
– На курсе «Россия – мои горизонты» мы знакомимся со многими востребованными в наше время
профессиями. Свой окончательный выбор я ещё не сделала. Узнавая о новых профессиях, в чём
их суть и ценность для общества, я пытаюсь для себя понять, какой род деятельности мне
ближе и чем бы я хотела заниматься в будущем. Я считаю, что этот курс очень полезен для
школьников, так как он знакомит с новыми интересными профессиями.
Азим Орзамиев, ученик 7 «В» класса Президентского лицея города Грозного:
– Участвую в занятиях курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» уже несколько
месяцев и могу сказать, что они действительно полезные. Мы изучаем профессии, узнаем о
требованиях и навыках, необходимых для успешной работы. Мне нравится, что уроки включают
много практических заданий, то есть можно применить наши знания на практике и улучшить
свои навыки. Учителя очень отзывчивые и помогают нам разобраться с любыми вопросами. Я с
нетерпением жду каждого урока и уверен, что эти занятия помогут мне в будущей карьере.
Артем Горбунов, ученик 9 «В» класса школы № 8 г. Старая Русса:
– В этом проекте я познакомился с профессиями IT-разработчика. На профессиональных пробах
мы написали код для калькулятора, медбрата и фельдшера, где нам показали оказание первой
помощи, работу скорой и даже правильное мытье рук в 6 действий! На уроках мы пробовали себя
в роли учителя, металлурга и других специальностях всем классом (интерактивные игры,
рассказывающие об этих профессиях). Также у нас была экскурсия по нашему Старорусскому
приборостроительному заводу. Там нам показали выплавку деталей, их обработку. Рассказали о
истории завода, его продукции. И о профессиях, которые нужны заводу. Было очень интересно!
Сами занятия показали, в чем заключается смысл этих специальностей. Проекту я желаю
продолжать развиваться и дальше помогать ученикам в выборе профессий.
Залесская Мария, ученица 8 «А» школы № 67 г. Брянска:
– Я окончила 8 класс и осознаю, что уже через год меня ждет важнейший выбор будущей
профессии. Лучше понять мои интересы и способности, а также изучить широкий спектр
профессиональных сфер помогает курс уроков «Россия – мои горизонты». Например, на одном из
занятий мы говорили о том, как устроена система образования в нашей стране, какой уровень
образования нужен для разных видов профессий. Также ранее мы проходили диагностику,
которая помогает глубже понять наши профессиональные интересы. Я с уверенностью могу
сказать, что данные уроки помогают мне расширить кругозор, чувствовать уверенность в себе
и в своём будущем выборе.
Боярчук Никита, студент регионального железнодорожного техникума г. Брянска:
– «Россия – мои горизонты» – очень интересный проект. Подача материала увлекательная и
насыщенная. На занятиях я постоянно узнавал что-то новое и необычное. Я уже определился с
выбором профессии, но все равно с интересом изучал различные направления профессиональной
деятельности. Я считаю, что проект достоин самой высокой оценки и очень важен для всех
обучающихся.